Инновационная деятельность


 

28.02.2018 г. в г.Ленинск-Кузнецк на базе учебного центра СУЭК состоялась региональная научно-практическая конференция «Научно-педагогические основы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях», в которой с докладами на секциях в рамках деятельности региональной и федеральной экспериментальных площадок выступили методист МКОУ «Детский дом» Серова Н.А., которая познакомила присутствующих с опытом работы образовательной организации по профессиональному самоопределению воспитанников, и педагог-психолог Астахова М.В., которая рассказала об организации совместной деятельности детского дома с учреждениями социума по профессиональному самоопределению воспитанников.


В ноябре 2018 года в рамках реализации Комплекса мер по развитию системы подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников таких организаций, детей из замещающих семей на территории Кемеровской области на 2018-2019 годы педагоги детских домов Кемеровской области прошли обучение на курсе «Тьюторское сопровождение и наставничество для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Курсы были организованы Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования совместно с Центром методической поддержки наставничества «Мое будущее» (г. Москва) и Институт современного образования (г. Калининград).

Осинниковский городской округ на прошедших курсах представляла социальный педагог МКОУ «Детский дом» Серебренникова Татьяна Евгеньевна.

Выступление которое Татьяна Евгеньевна представила на отчетном семинаре: 

В настоящее время на постинтернатном сопровождении находятся 40 выпускников в возрасте до 23 – х лет МКОУ «Детский дом», с каждым из которых заключен договор на постинтернатное сопровождение, за каждым закреплен педагог-наставник, который оказывает непосредственную помощь в период адаптации в профессиональной образовательной организации, консультирует, помогает в преодолении трудных жизненных ситуаций.  На сегодняшний день 27 выпускников, не достигших 23 лет,  имеют профессию, трудоустроены, создали семьи. С остальными выпускниками ведется работа по устройству их трудоустройству, решению трудных ситуаций, связанных с учебной деятельностью, помощь по сбору документов на получение жилья и пр. Основными проблемами, которые наиболее характерны для наших выпускников: проблема социализации в обществе (длительное пребывание ребенка в закрытом учреждении, на полном государственном обеспечении, в искусственно созданных благоприятных условиях лишает возможности социальной адаптации личности в современном обществе), проблема трудоустройства (требования работодателей к стажу и опыту работы, низкая заработная плата).

Изучив материалы курса «Организация краткосрочного наставничества и тьюторского сопровождения для подростков и молодежи в трудной жизненной ситуации», мы познакомились с  программой краткосрочного наставничества и с проектом «Наставники: не рядом, а вместе!».  Проанализировав данную информацию, приняли решение о внедрении опыта работы других регионов России по организации наставничества на базе нашего детского дома с учетом специфики образовательной организации.

Для внедрения проекта «Наставники: не рядом, а вместе!» на территории Осинниковского городского округа есть следующие условия:

  1. Имеется попечительский совет. В него входят: Жданов Олег Владимирович, директор ООО «Вишневый город», Зернов Евгений Николаевич, ООО «Нордком», Тугушева Ильсия Мансуровна, ИП «Ореол», Оплетин Владимир Сергеевич, председатель общественной организации Союз «Чернобыль», Матренин Сергей Михайлович, председатель правления благотворительного фонда им. М. А. Матренина и другие. Попечители участвуют в мероприятиях детского дома. Члены попечительского совета могут быть потенциальными наставниками;
  2. В детском доме есть педагогический коллектив. Это неравнодушные люди, которые могут стать кураторами наставляемых;
  3. Готовность воспитанников детского дома к реализации данного проекта.

 

Реализация проекта краткосрочного наставничества запланирована в несколько этапов:

  • Подготовительный этап (август – сентябрь 2019 г.). На этапе подготовки составлены списки потенциальных наставников, подготовлена презентация программы краткосрочного наставничества для представления будущим наставникам программы краткосрочного наставничества.
  • Церемония открытия (октябрь 2019 г.), на церемонию открытия будут приглашены наставники, подростки, тьюторы, координатор программы, кураторы подростков, ТРК «Осинники», будет разработан сценарий проведения церемонии.
  • Реализация программы (ноябрь, декабрь, январь 2019-2020 г.), встречи будут проводиться на рабочих местах наставников.
  • Церемония закрытия (февраль 2020 г.), участвовать будут наставники подростки, тьюторы, координатор программы. Будет разработан сценарий проведения церемонии.
  • Подведение итогов программы (март 2020 г.), для подведения итогов программы будут приглашены специалисты органов опеки и попечительства, представители Управления образования Осинниковского городского округа, заместитель Главы города по социальным вопросам. Будут подведены итоги: эффективно ли была реализована программа, какой положительный опыт и какие минусы есть в проекте, что нужно изменить.
  • Запуск второго цикла (апрель 2020 г.).

Исходя из изученного материала по курсу и рассмотрев опыт разных регионов, мы считаем, что существуют некоторые риски, с которыми мы можем столкнуться в ходе реализации программы.

  • Завышенные ожидания. Важно, чтобы и наставник и наставляемый не имели завышенных ожиданий. Подросток может ожидать  повышенного внимания к себе, наставник, может считать, что все им сказанное и сделанное, подопечному непременно должно быть интересно. Способ решения — листки обратной связи. В начале каждой встречи стороны могут рассказать о своих  впечатлениях от прошлой встречи, выяснить что получилось, а что предстоит исправить.

 

  • Нерегулярность встреч. И наставник, и подопечный могут иметь особые личные обстоятельства. Наставник может уехать в командировку, у него может быть плотный график деловых встреч. В результате пара может встречаться нерегулярно. Тогда сложно обеспечить эффективность программы, так как контакт в паре может быть потерян. Решение – мы считаем, что при подборе наставника нужно обязательно учитывать его занятость.

 

  • Отказ наставника или наставляемого от участия в проекте. Например, наставляемый отказывается от участия в проекте после первой встречи с наставником. Пара уже назначила дату и время второй встречи. Решение: нужно попытаться, исходя из результата беседы с куратором подопечного, мотивировать ребенка на еще одну встречу (через куратора). Рассказать немного о предстоящей встрече. Назвать тему.  Если наставляемый  категорически отказывается участвовать в программе, нужно изучить материалы (анкеты подопечного и наставника) возможно, они не подходят друг другу по темпераменту, по интересам и при подборе пар произошла ошибка. Тогда тьютор сообщает об этом координатору программы, а он в свою очередь принимает решение о поиске нового наставляемого, либо предлагает наставнику поучаствовать в следующем цикле программы. В случае отказа наставника от участия, также тьютор сообщает об этом координатору программы, а он принимает решение о поиске нового наставника, либо предлагает подопечному поучаствовать в следующем цикле программы. 

Несмотря, на все риски и трудности программа была эффективно реализована во многих регионах Российской Федерации: Калининградская область, Новгородская область, Московская область, Ханты — Мансийский автономный округ – ЮГРА и другие.

Есть положительные результаты — подопечные получили достаточный стимул, чтобы совершать открытия, быть лидерами, добиваться успеха в учебе и спорте. Это главный результат нашей общей работы. 

 

По итогу прохождения данного курса Серебренникова Т.Е. получила сертификат 


— Критерии взаимодействия субъектов СПА Критерии и показатели СПА ДД Школа

— Мониторинг результативности деятельности наставника 17-18 уч.год docx

— Положение о городском координационном совете

— Порядок взаимодействия

— Анализ успешности выпускников 2017- 2018 уч.год.