Профессиональное самоопределение выпускников

В октябре 2013 года МКОУ «Детский дом» присвоен статус региональной инновационной площадки по теме «Совместная деятельность детского дома с учреждениями социума по профессиональному самоопределению воспитанников» на базе КРИПКиПРО г.Кемерово.

 

Программа эксперимента

Тема:

«Совместная деятельность детского дома с учреждениями социума по профессиональному самоопределению воспитанников».

Актуальность темы:

В основу модели детского дома г.Осинники Кемеровской области положена структура, позволяющая ребенку приобретать индивидуальный социальный опыт в условиях семьи, систематизирующим фактором которой является условие совместного проживания братьев и сестер в одной семье независимо от их возраста. Данная структура действует по принципу «замещающей семьи».  Реализация принципа семейного воспитания осуществляется при условии взаимодействия ряда факторов, одним из которых является социальная открытость учреждения (дети, проживая в семье, обучаются в различных школах города, посещают учреждения дополнительного образования и пр.) Основным направлением педагогической деятельности нашего учреждения является подготовка воспитанника к самостоятельной  жизни.  Воспитательная работа учреждения  подчинена  именно этой цели.

Система воспитательной работы детского дома семейного типа направлена на подготовку детей к самостоятельной жизни. Одним из главных направлений в этой деятельности является профессиональное самоопределение воспитанников.

Детский дом официально декларируется как учреждение, призванное подготовить воспитанников к успешной самостоятельной жизни в современном обществе.

Одним из ведущих факторов этой успешности в самостоятельной жизни является профессиональное самоопределение. Поэтому очень важно правильно сделать выбор, который в дальнейшем позволит не только самореализоваться человеку в жизни, в профессии, но обеспечить себе, своим близким достойное существование.

Теоретико-методологическая основа:

— гуманистическая философия (Г.С. Батищев, В.С.Библер, Б.С. Гершунский и др.);

— психологическая теория развития личности, фундаментальные положения личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);

— теория развития личности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович,);

— идея самореализации личности ( А.Г.Асмолов, К.А. Абульханова -Славская, Д.А.Леонтьев, Л.С.Выготский и др.);

— воспроизведение системы социальных связей, форм, моделей поведения в активной деятельности ребенка в социальной среде (Г.М.Андреева);

— труды, раскрывающие сущность трудовой школы (П.П.Блонский, С.И.Гессен, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий).

В последние годы экономика области динамично развивается. Возрождаются крупные предприятия ведущих отраслей промышленности, которые были закрыты в 90-е годы. Развиваются угольная и металлургическая промышленности. И как следствие, острейший дефицит рабочих специальностей высокой квалификации. В то же время число школьников, которые хотят получить рабочую профессию, за пять лет сократилось втрое.

2013-й год  объявлен в Кемеровской области «Годом мастера — годом трудового человека».

По мнению губернатора области А.Г.Тулеева, на данный момент кузбасской промышленности не хватает 35 тыс. работников разных специальностей, то есть имеет место дефицит рабочих рук. При этом современному производству нужны специалисты высокой квалификации, с разносторонней, глубокой подготовкой, которые хорошо знают компьютерные технологии, сложнейшее электронное оборудование, автоматизированные системы и комплексы, владеют основами менеджмента, осваивают смежные специальности.

В  обозримом будущем Кемеровская область останется индустриальным регионом. А потому привлечение молодежи на предприятия области, получение выпускниками школ рабочих профессий – важная задача сегодняшнего дня для Кузбасса. В то же время выбор рабочих профессий выпускниками детских домов и интернатных учреждений, получение качественного профессионального образования – залог успешной адаптации в обществе данной категории молодежи и возможность обеспечения себе достойного существования, реализации своих способностей.

В действительности же ситуация выглядит следующим образом: выпускники детских домов чаще всего не имеют широкого спектра выбора учреждений  СПО для получения той или иной профессии, так как возникает противоречие между желанием и реальной возможностью: в ряде образовательных учреждений отсутствую общежития (а при их наличии администрация образовательных учреждений не всегда может и хочет обременять себя заботами о детях-сиротах, брать на себя юридическую ответственность за их воспитание, обучение, безопасность, решение возникающих проблем), возникают финансовые трудности, связанные с оплатой проезда к месту учебы, питания и прочие (если образовательное учреждение находится в другом городе). А потому зачастую выпускники детских домов «выбирают» те профессии, которые могут получить в образовательном учреждении по месту жительства, оставаясь при этом проживать в детском доме. В итоге  выпускник либо получает профессию, которая ему не интересна и с которой он не собирается связывать свою жизнь, либо, получив профессию, не может трудоустроиться по причине отсутствия опыта и стажа работы и становится на учет в Центр занятости населения, где, после получения ежемесячного пособия (на сегодняшний день составляет около 24 тысяч рублей!) в течение 6 месяцев,  уже теряет интерес к полученной профессии из-за разницы в оплате. С данной проблемой наше учреждение сталкивается на протяжении всех лет существования, однако самостоятельно решить эту проблему нам не представляется возможным.

Успех работы в данном направлении зависит от четкого взаимодействия ряда государственных структур, начиная с детского дома, школы, учреждения среднего профессионального образования и заканчивая службами занятости населения, руководством крупных промышленных предприятий области, готовых оказать поддержку данной категории молодежи, помочь ей встать на ноги, объяснить необходимость качественного выполнения своих профессиональных обязанностей.

Объект исследования:

профессиональное самоопределение воспитанников.

Предмет исследования:

организация совместной деятельности детского дома с учреждениями социума по профессиональному самоопределению воспитанников.

Цель экспериментальной деятельности:

разработка и экспериментальная проверка организации условий по  профессиональному  самоопределению воспитанников детского дома посредством совместной деятельности с учреждениями социума.

 

Задачи:

1.    уточнить сущность и роль совместной деятельности детского дома с учреждениями социума по профессиональному самоопределению воспитанников;

2.    определить критерии и показатели оценки результативности совместной деятельности детского дома с учреждениями социума по профессиональному самоопределению воспитанников;

3.    разработать и внедрить программу совместной деятельности детского дома с учреждениями социума по профессиональному самоопределению воспитанников;

4.    разработать методические рекомендации  по организации совместной деятельности детского дома с учреждениями социума по профессиональному самоопределению воспитанников.

Гипотеза:

профессиональное самоопределение воспитанников детского дома будет результативным при условии, если будет:

— разработана программа совместной деятельности с учреждениями социума по профессиональному самоопределению воспитанников,

— осуществляться мониторинг хода и результатов совместной деятельности  детского дома с учреждениями социума по профессиональному самоопределению.


Анализ профессиональной успешности выпускников детского дома

Анализируя профессиональную успешность выпускников детского дома с 1994 по 2018 год, можно отметить следующее:
— окончили  учреждение профессионального образования и трудоустроены по специальности 19,2% выпускников;
— окончили  учреждение профессионального образования, но не работают по специальности 42% выпускников;
— не окончили учреждение профессионального образования 19% выпускников, из них умерли 1,8%;
— обучается в учреждениях  профессионального образования в настоящее время 21% выпускников.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что почти половина выпускников, получивших профессиональное образование, не работают по специальности в силу ряда причин: отсутствие опыта работы, стажа, низкий уровень заработной платы, нежелание связывать жизнь с нелюбимой профессией, т.е.  профессиональное самоопределение воспитанников детского дома, их подготовка к самостоятельной жизни, формирование их жизненных планов требуют более качественного и профессионального педагогического подхода в рамках детского дома. 19% выпускников не окончили учреждения профессионального образования, в которые были определены после окончания 9, 11 классов. Этот показатель также говорит о том, что не всегда воспитанники правильно выбирают будущую профессию и получают грамотную квалифицированную помощь при выпуске из детского дома. Кроме того, данная цифра говорит о недостаточно высоком уровне постинтернатного сопровождения воспитанников детского дома, которые по причине неумения преодолевать возникающие в самостоятельной взрослой жизни трудности бросают учебные заведения и либо начинают пробовать себя в других профессиях, либо теряют интерес к профессиональному образованию вообще. При этом далеко не все выпускники, бросив учебное заведение, спешат трудоустроиться и самостоятельно себя обеспечивать. Часть выпускников пополняют криминальные слои общества, часть встают на учет в центр занятости, часть занимают приспособленческую и иждивенческую позицию в обществе.
Все это еще раз указывает на важность грамотно и качественно организованной работы по профессиональному самоопределению воспитанников, которая должна начинаться с раннего возраста и отличаться высоким уровнем организации и подготовки.