Школа приемного родителя

Read More ...

 

 

Содержание

 

Паспорт программы                                                                                                 3

 

Пояснительная записка                                                                                            6

 

Этапы реализации программы                                                                               12

 

Критерии и показатели результативности реализации программы                      13

 

Содержание программы                                                                                          15

 

Список литературы                                                                                                  33

 

Приложения                                                                                                              38

 

Паспорт программы

Наименование программы Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, Муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» г. Осинники
Разработчики программы Султанбекова Т.В.
Цель программы Повышение психологической, педагогической компетентности замещающих родителей, профилактика возвращения детей.
Задачи программы
  • сформировать представление слушателей о действующем законодательстве в сфере опеки и попечительства, усыновления, преодоления сиротства;
  • ознакомить кандидатов в замещающие, приемные родители с формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • разъяснить замещающим, приемным родителям их права и обязанности, а также права приемного ребенка и способы их защиты.
  • помочь замещающим, приемным родителям разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность к приему ребенка;
  • подготовить морально и практически к приему ребёнка в свой дом;
  • дать системные знания, необходимые для успешного и надёжного создания новой семьи;
  • познакомить со стадиями адаптации ребенка в замещающей семье, отработка способов регулирования поведения ребенка.
Показатели результативности реализации программы Знания и навыки ухода за ребенком в соответствии с его возрастными потребностями и потребностями здоровья.

Знания основ психологии семьи с приемным ребенком.

Знания особенностей становления и развития замещающей семьи. Знание основных способов обеспечения приемного ребенка безопасной и стабильной ситуацией в семье.

Знания основ помощи приемному ребенку в переживании специфических психических травм, обусловленных депривационным воспитанием ребенка.

Умение адекватно интерпретировать причины нарушенного поведения у детей.

Умение рефлексировать и управлять теми изменениями, которые происходят в собственной семье в связи с процессами интеграции приемного ребенка в семью.

Знание основных способов управления трудным поведением приемного ребенка.

Знание основных способов защиты и поддержки приемного ребенка.

Знание простейших техник управления собственными аффектами. Знание простейших коммуникативных техник.

Способность принимать на себя ответственность за создание атмосферы безопасности в семье.

Способность проявлять ответственность и терпимость в отношениях.

Способность формировать реальные ожидания от приемного ребенка. Способность к вербализации собственных чувств и состояний, а также чувств и состояний приемного ребенка.

Желание сотрудничать со специалистами, принимать адекватную ситуации помощь.

Способность разрешать конфликты конструктивным способом.

Способность поддерживать баланс между потребностями членов базовой семьи и приемными детьми.

Умения применять полученные знания на практике.

Способность адаптироваться к новой ситуации в семье.

Способность планировать и управлять ситуацией развития и социализации приемного ребенка.

Забота о качестве воспитания приемного ребенка.

Законодательная база — Семейный кодекс РФ,

— Гражданский кодекс РФ,

— Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

— Федеральный закон от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»,

— Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423

«Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории РФ».

— Постановление коллегии Администрации Кемеровской области от 28.09.2012г. №386 «Об утверждении Порядка и программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».

Срок действия программы постоянно
Этапы реализации программы I. подготовительный (подбор кандидатов и формирование группы);

II. основной (период обучения);

III. заключительный (итоговая аттестация и получение свидетельств).

 

Пояснительная записка 

 Актуальность

В современном российском обществе проблема сиротства все больше привлекает внимание государства, ученых, социальных служб. Становится очевидно, что эффективно помочь детям-сиротам и детям, оставшимся без родительского попечения, можно только в условиях семьи, восстанавливая семейные роли и восполняя потребности детей в личностно значимых индивидуальных отношениях. В России возрождается ценность приемной семьи как мощного института социализации, адаптации и развития детей, оставшихся без родителей.

Семья в становлении личности выполняет ряд функций, но основополагающая – воспитательная. Эта функция требует поистине педагогического искусства и мастерства, а процесс устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью, его воспитания сложнее вдвойне, требует оптимальной ответственности и индивидуального подхода в каждом конкретном случае. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, подразумевает формирование нового семейного пространства- замещающей семьи. Специфика замещающей семьи заключается в том, что она берет на себя обязательства по воспитанию ребенка, принятого извне, оставшегося без опеки и заботы кровных родителей, имеющего свое прошлое, не связанное с данной семьей. В такой семье важно создать условия для адаптации принятого ребенка, развития у него полноценного чувства привязанности. Реализовать все это могут только хорошо подготовленные замещающие родители. Во избежание осложнений при устройстве ребенка в семью, с целью профилактики вторичного социального сиротства, необходимо уделить особое внимание подбору и подготовке кандидатов в опекуны (попечители), приемные родители. Поэтому в настоящее время возникла необходимость пересмотреть тематическую и содержательную часть программы.

Мифы о том, что любой взрослый, воспитавший своих детей, способен помочь ребенку-сироте, на сегодняшний день показывают явную несостоятельность. Правильным подходом к пониманию роли и значения приемной семьи является представление о том, что родитель должен обладать профессиональными умениями и навыками в сфере психологии и педагогики, а также иметь личностные качества, которые способствуют успеху его воспитательной деятельности. Поэтому нужно говорить о профессиональной подготовке и профессиональной готовности приемного родителя, усыновителя или опекуна к тому, чтобы принять ответственность за жизнь и развитие ребенка.

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее Программа), разработана на основе Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №623 от 20.08.2012г. «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации» и Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области № 386 от 28.09.2012г. «Об утверждении Порядка и программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей».

Программа носит комплексный характер и направлена на подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формирование у них родительских компетенций. В Программе сочетаются общая информация о развитии детей и специфические знания об особенностях развития детей, оставшихся без попечения родителей, а также различные формы проведения занятий: лекции, практические занятия, тренинги. Программа является общей для подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от формы семейного устройства ребенка. Это связано с тем, что все замещающие родители сталкиваются со сходными проблемами, связанными с закономерностями адаптации ребенка в новой семье и только ознакомившись с ними, семья получает возможность оценить свою готовность к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью и сделать осознанный выбор формы семейного устройства.

Несмотря на позитивную динамику устройства детей-сирот в семьи, существуют проблемы «вторичных отказов» и возвращение детей в интернатные учреждения. Вторичное сиротство — социальный феномен отказа от приемных детей усыновителей, опекунов и приемных родителей. Причины отказа разнообразны. Основными причинами возврата детей в детские дома могут быть ухудшение здоровья приемных родителей, изменение (ухудшение) финансового положения семьи, конфликты. Как правило, отказываются от приемных детей в подростковом возрасте, когда нарастают поведенческие проблемы, или при выявлении у приемного ребенка психических отклонений в развитии.

Психологи и психотерапевты также выражают озабоченность. Татьяна Дорофеева, врач-психотерапевт, руководитель кризисного центра общественного благотворительного фонда «Родительский мост» пишет: «Последствия отказа для ребенка чудовищны! После такого шага со стороны приемных родителей он перестает верить вообще всем людям. Он не понимает причин подобного отношения к себе и потому абсолютно всех взрослых рассматривает как жестоких эгоистов. Исходя из этой новой позиции, он меняет свое поведение: в лучшем случае сам становится эгоистом и начинает использовать окружающих, в худшем – теряет всякую веру в будущее. Чувство утраты родных он переживает очень долго – от года до 5 лет: в этот период у него пропадает желание учиться, общаться и даже жить – многие, повторно брошенные дети пытаются покончить жизнь самоубийством. Устроить их снова в семью крайне трудно – скорее всего, вторая попытка тоже закончится возвратом».

Одним из путей решения проблем в этой сфере является качественная подготовка граждан, выразивших желание принять ребенка на воспитание в семью. Вот почему очень важно сегодняшним замещающим родителям проходить специальное психолого-педагогическое обучение по Программе. На занятиях они смогут научиться грамотно подходить к вопросам воспитания приемных детей, продуктивно решать возникающие проблемы.

Целью Программы подготовки семьи, независимо от формы семейного жизнеустройства, является повышение психологической, педагогической компетентности замещающих родителей, профилактика возвращения детей.

Для реализации выбранной цели необходимо решение следующих задач:

  • сформировать представление слушателей о действующем законодательстве в сфере опеки и попечительства, усыновления, преодоления сиротства;
  • ознакомить кандидатов в замещающие, приемные родители с формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • разъяснить замещающим, приемным родителям их права и обязанности, а также права приемного ребенка и способы их защиты.
  • помочь замещающим, приемным родителям разобраться в своих чувствах и намерениях, оценить свою психологическую готовность к приему ребенка;
  • подготовить морально и практически к приему ребёнка в свой дом;
  • дать системные знания, необходимые для успешного и надёжного создания новой семьи;
  • познакомить со стадиями адаптации ребенка в замещающей семье, отработка способов регулирования поведения ребенка.

По окончании обучения в Школе подготовки замещающих родителей гражданам выдается свидетельство установленной законодательством Российской Федерации формы (Приложение 1).

Реализация программы осуществляется в несколько этапов:

  1. I. подготовительный (подбор кандидатов и формирование группы);
  2. II. основной (период обучения);

III. заключительный (итоговая аттестация и получение свидетельств).

Принципы реализации программы

  • использование активных методов при проведении занятий;
  • проведение групповых занятий, где членами группы становятся семьи, включенные в подготовительный процесс чередование общих занятий для всей семьи с занятиями для родителей;
  • проведение занятий в течение длительного периода (2-3 месяца, два раза в неделю);
  • система домашних заданий для всей семьи;
  • участие междисциплинарной команды специалистов службы сопровождения в проведении курса обучения;

Методы работы, используемые в программе:

— теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации по данному вопросу;

— методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

— практические методы: психолого-педагогическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг, деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

 

Этапы реализации программы

 

Этап Модуль Результат
Подготовительный Подбор лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, ставшегося без попечения Формирование группы, составление расписания.
Основной Обучение кандидатов в замещающие, приемные родители Сформированность у слушателей необходимых компетенций
Заключительный Итоговая аттестация Получение свидетельства о прохождении Программы

 

Критерии и показатели результативности

реализации Программы

Группа компетенций Конкретизированный список компетенций
Инструментальные компетенции[1] Знания и навыки ухода за ребенком в соответствии с его возрастными потребностями и потребностями здоровья.

Знания основ психологии семьи с приемным ребенком.

Знания особенностей становления и развития замещающей семьи.

Знание основных способов обеспечения приемного ребенка безопасной и стабильной ситуацией в семье.

Знание особенностей развития и социализации ребенка с депривационными нарушениями в развитии в условиях институционального и семейного воспитания.

Знания основ помощи приемному ребенку в переживании специфических психических травм, обусловленных депривационным воспитанием ребенка.

Умение адекватно интерпретировать причины нарушенного поведения у детей.

Умение рефлексировать и управлять теми изменениями, которые происходят в собственной семье в связи с процессами интеграции приемного ребенка в семью.

Знание основных способов управления трудным поведением приемного ребенка.

Знание основных способов защиты и поддержки приемного ребенка.

Знание простейших техник управления собственными аффектами.

Знание простейших коммуникативных техник.

Межличностные компетенции[2] Способность принимать на себя ответственность за создание атмосферы безопасности в семье.

Способность проявлять ответственность и терпимость в отношениях.

Способность формировать реальные ожидания от приемного ребенка.

Способность к контейнированию тревоги у членов семьи.

Способность к вербализации собственных чувств и состояний, а также чувств и состояний приемного ребенка.

Желание сотрудничать со специалистами, принимать адекватную ситуации помощь.

Способность разрешать конфликты конструктивным способом.

Способность поддерживать баланс между потребностями членов базовой семьи и приемными детьми.

Системные компетенции[3]

 

Умения применять полученные знания на практике.

Желание учиться.

Способность адаптироваться к новой ситуации в семье.

Способность планировать и управлять ситуацией развития и социализации приемного ребенка.

Забота о качестве воспитания приемного ребенка.

Содержание программы

 

  1. Подготовительный этап

Из лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, формируются группы в количестве не более 10 человек для изучения программы. Занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятий не менее 3 часов. Подготовка кандидатов осуществляется на безвозмездной основе.

Данную курсовую подготовку должны пройти в обязательном порядке совершеннолетние лица, выразившие желание принять на воспитание в семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Исключение предусматривается для следующих категорий граждан:

— для усыновителей (удочерителей), являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей, которые фактически уже воспитывают детей и совместно с ними проживают;

— для усыновителей (удочерителей), опекунов (попечителей), приемных родителей — близких родственников детей (бабушки, дедушки, братья, сестры);

— для лиц, которые уже были усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, а также лиц, которые были опекунами (попечителями) и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.

 

  1. Основной этап

Программа осваивается по очной форме обучения.

 

Тематика занятий

Тема 1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в

свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 

Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Процесс и этапы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Социальные гарантии и льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Гигиенические требования по уходу за ребенком и требования к организации питания.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей после устройства ребенка.

Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком в замещающей семье. Основы безопасного воспитания ребенка.

Организация контроля за воспитанием ребенка в замещающей семье.

Структурированное интервью на тему «Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей» проводится по завершении темы 1 по желанию кандидатов в приемные родители.

Тема 2. Содержание и цели программы

Содержание и цели программы.

Понятие обучающе-психологического тренинга.

Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга.

Особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осваивающих курс подготовки (далее — участники тренинга), и членов их семьи.

Содержание обучающе-психологического тренинга.

Правила работы участников тренинга в группе.

Знакомство участников тренинга.

Ожидания и опасения участников тренинга.

 

Тема 3. Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития ребенка. Компетенции (ценности, знания, умения) по его воспитанию и понятие о мотивации лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

 

Проблема подбора семьи и ребенка (чувства лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).

Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройство в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей.

Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация — усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания — санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимости их обеспечивать.

Оценка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей способности обеспечивать потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенностей семейной системы.

Компетенции лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по воспитанию ребенка. Необходимость оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.

Знания и умения, необходимые лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

 

Тема 4. Особенности развития ребенка

Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.

Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.

Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.

Тема 5. Жестокое обращение с ребенком и его последствия

для развития ребенка

Виды жесткого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Мозаичность развития. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличие.

Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.

Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития.

Оценка лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Тема 6. Особенности развития ребенка, оставшегося

без попечения родителей

Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).

Понятия «горе» и «потеря» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешение чувств, депрессия, принятие).

Тема 7. Представление о семье как о развивающейся системе.

Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка

Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, совместно с членами их семьи.

Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.

Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.

Паттерны (образцы) семейного взаимодействия.

Стабильность семейных отношений лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможность их развития.

Обсуждение с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, распределения ролей в семье.

Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.

Социальные связи семьи лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. «Система поддержки» и ресурсы семьи.

Личная и семейная ситуация лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в семью.

Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции. Семейные и индивидуальные способы принятия решения.

Опыт воспитания родных и усыновленных, опекаемых детей в семье лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Понимание всеми членами семьи лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.

Роль сотрудничества членов семей, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в процессе обучения воспитания ребенка.

Тема 8. Адаптация ребенка в замещающей семье

Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают усыновители, опекуны, приемные родители в связи с появлением в семье усыновленного, опекаемого, приемного ребенка.

Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению ребенка.

Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы развития в восприятии поступков родного и усыновленного, опекаемого, приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя усыновленными, опекаемыми, приемными и родными детьми.

Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление «трудного» поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.

Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.

Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).

Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности.

Возможные последствия сохранения (не сохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.

Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.

Понятие о методике «Книга жизни ребенка» и ее составление опекунами (попечителями), приемными родителями, усыновителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в составлении «Книги жизни ребенка».

Тема 9. «Трудное» поведение ребенка, навыки управления

«трудным» поведением ребенка

Формы «трудного» поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, адекватное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы борьбы с ними.

Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.

Формирование моральных норм у ребенка. Причины усвоения ребенком этнических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.

Понимание замещающими родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

Тема 10. Обеспечение безопасной среды для ребенка.

Охрана здоровья ребенка

Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество).

Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье.

Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.

Тема 11. Особенности полового воспитания приемного ребенка

Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка. Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.

Половое воспитание в семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной эффективности в юношеском возрасте.

Защита ребенка от сексуального насилия.

Тема 12. Родительские и профессиональные роли замещающей

семьи и ее дальнейшее взаимодействие с органами опеки

и попечительства

Родительские и профессиональные функции замещающей семьи. Формирование мотивации к сотрудничеству замещающих родителей с сопровождающей организацией.

Отношение замещающей семьи к родителям и кровным родственникам ребенка и их взаимодействие.

Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники — органы опеки и попечительства — замещающая семья).

 

Тема 13. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

на воспитание в семьи

 

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правовые основания для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.

Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к лицам, желающим принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в зависимости от формы семейного устройства. Перечень документов, представляемых лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в замещающие родители.

Права и обязанности кандидатов в замещающие родители.

Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.

Поиск и выбор ребенка для устройства его в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот, обязанности администрации такого учреждения. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.

Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семьи граждан, в зависимости от формы семейного устройства.

Возмездные и безвозмездные виды опеки: приемная и опекунская семья, их различия. Права опекуна (попечителя), приемного родителя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приемной и опекунской семьи, льготы.

Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Подготовка и подача в заявления суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.

Перечень документов, передаваемых замещающей семье учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом опеки и попечительства.

Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.

Защита личных и имущественных прав ребенка.

Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.

Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществлении помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного на воспитание в семью.

Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) — имущественные и личные неимущественные права, и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей).

Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные формы.

Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Кемеровской области. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.

Ответственность опекунов (попечителей), приемных родителей, усыновителей.

Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.

Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции.

Тема 14. Подведение итогов освоения курса программы,

итоговые рекомендации по приему ребенка в семью

Обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.

Оценка степени освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Совместное освоение итогового заключения о готовности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, к приему ребенка на воспитание.

 

Учебно-тематический план

 

№ п\п Темы Количество часов Форма контроля
всего в том числе
лекции семинары-

тренинги

Индивидуальное консультирование
1 2 3 4 5 6 7
1 Введение в курс подготовки лиц, желающих принять

на воспитание в свою семью

ребенка, оставшегося без

попечения родителей

(далее – курс подготовки)

4 2 2   Структурированное

интервью

2 Содержание и цели программы подготовки лиц,

желающих принять на воспитание ребенка,

оставшегося без попечения

родителей (далее —

Программа)

3 1 2   Структурированное

интервью

3 Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности

развития ребенка.

Компетенции (ценности,

знания и умения) по его

воспитанию и понятие о

мотивации лиц, желающих принять на воспитание в

свою семью ребенка,

оставшегося без попечения

родителей

3 1 2   Структурированное

интервью

4 Особенности

развития ребенка

4 1 3   Структурированное

интервью

5 Жестокое обращение с

ребенком и его последствия для развития ребенка

3 1 2   Структурированное

интервью

6 Особенности ребенка,

оставшегося без попечения

родителей

2 1 1   Структурированное

интервью

7 Представление о семье как о

развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении

потребностей развития ребенка

16 1 12 3 Структурированное

интервью

8 Адаптация

ребенка в семье

6 1 3 2 Структурированное

интервью

9 «Трудное» поведение

ребенка, навыки управления

«трудным» поведением

ребенка

6   5 1 Структурированное

интервью

10 Обеспечение безопасной среды для ребенка.

Охрана здоровья ребенка

4 1 3   Структурированное

интервью

11 Особенности полового

воспитания ребенка

3 1 2   Структурированное

интервью

12 Родительские и

профессиональные

роли усыновителей,

приемной, опекунской семьи

(далее —  замещающая

семья) и ее дальнейшее

взаимодействие с органами опеки и попечительства

3   3   Структурированное

интервью

13 Основы законодательства

Российской Федерации об

устройстве детей-сирот и

детей, оставшихся без

попечения родителей, на

воспитание в семьи

3 3     Структурированное

интервью

14 Подведение итогов освоения

курса программы и итоговые

рекомендации по приему ребенка в семью

2     2 Структурированное

интервью

15 Итоговая аттестация 0,5     0,5 Собеседование
  Всего 62,5 14 40 8,5  

 

  1. Заключительный этап

Итоговая аттестация лиц, желающих принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в форме собеседования по завершении изучения курса программы и завершается выдачей свидетельства о прохождении курса подготовки.

 

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. — М.: Смысл, 2003. — 152с.
  2. Акимова М.Н. и др. Организация работы с приемными семьями. — Самара: Самвен, 1998.
  3. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. — М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2000. — 160с.
  4. Араканцева Т.А. Психологические особенности подростков с разным типом полоролевой ориентации: Дис. канд. псих. наук: 19.00.07. — М., 1999.
  5. Аралова М.П. Психологические особенности общения со взрослыми и сверстниками выпускников школ-интернатов: Дис.канд. псих. наук — М., 1991.
  6. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства. // Педагогика. 1992. — №№ 7-8. — 23-27с.
  7. Бережнова Л.Н. Диагностика психической напряжённости детей, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа: Дис. канд. псих. наук: 19.00.07. — М., 1995.
  8. Брускова Е.С. Семья без родителей. — М.: Центр развития социально-педагогических инициатив и SOS — Интернациональ, 1993.
  9. Брутман В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей- сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. — М., 1998.
  10. Боулби Джон. Привязанность: Пер. с англ. – М.: Гардарики, 2003. – 477с.
  11. Боулби Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2004. – 232с.
  12. Быков А.С. Содержание и организация профессионального самоопределения подростков-воспитанников детского дома: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 — Сходня, 1999.
  13. Варга А.Я. Типы неправильного родительского отношения: Автореф. дис. канд. психол. наук — М., 1987.
  14. Вавилова Л.И. Коррекция девиантного поведения у воспитанников детского дома: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01 — Калининград, 2000.
  15. Возвращение домой. Из опыта работы с родителями уличных детей. / Под общей ред. Галияхметова Р.Р. – СПб.: УСПХПБОФ «Служение» Социальный приют «Радуга Надежды», 2002. – 38с.
  16. Волкова Е., Грибанова Л. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. — М.: АСИ, 2001.
  17. Выготский Л.С. Младенческий возраст / Собр.соч.: В 6 т. Т.4. — М., 1984.
  18. Выготский Л.С. Педагогическая психология /под ред. В.В. Давыдова — М.: Педагогика, 1991. — 480с.
  19. Горчакова И.А. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к семейной жизни: (социал.-пед. аспект). Автореферат дис. на соиск. уч. ст. к. пед. н. — М., 18с.
  20. Дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Методическое пособие для кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные и патронатные родители, а также для лиц, занимающихся данной проблемой. / Сост. Н.А.Палиева и др. – Ставрополь: СКИПКРО, 2002. – 59с.
  21. Детство: Краткий словарь-справочник / Под общ. ред. А.А. Лиханова и Е.М. Рыбинского. — Авт. Коллектив: Е.М. Рыбинский (руководитель), Н.В. Малярова, С.К. Нартова-Бочавер, М.Л. Любимова. — М.: Дом, 136с.
  22. Дом детства — детский дом (Сб. материалов). — Новокузнецк, 1997.
  23. Егошкин Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: На сравнительном материале исследования детей, воспитывающихся в детском доме и в семье: Дис. канд. псих. наук: 19.00.07. — М., 1995.
  24. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. — М.: «Вопросы психологии», 2002.
  25. Защита прав ребенка. Социальные и юридические аспекты. – М.: НАН, 1999. – 120с.
  26. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М.: АКАДЕМИЯ, 2000.
  27. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. — М.: Дом, 1993. — 30с.
  28. Караковский В.А. Современное воспитание: многомерный подход // Известия РАО. — М.: Изд-во Магистр, 1999. — 65-68 с.
  29. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. — М.: Просвещение, 1985. — 220с.
  30. Кон И.С. В поисках себя: Личность и самосознание. — М.: Мысль, 1984. — 335с.
  31. Корчак Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании: Пер. с польск. — М.: Политиздат, 1990. — 493с.
  32. Кочубей А., Умарова Н. Азбука семьи, или практика работы с семьями. Учебно- методическое пособие. – Псков: ПОИПКРО, 2004. – 152с.
  33. Кошелева Л.Н. и др. В Семье и без семьи. — Сургут: Гради, 2001.
  34. Красницкая Г.С. и др. Вы решили усыновить ребенка. — М: Дрофа, 2001.
  35. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. 3-е изд., стер. — М.: Генезис, 1999.
  36. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 1984. — 334с.
  37. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. — М., 1989.
  38. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии //Вопросы психологии. — №6. — М., 1972. — 24 с.
  39. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1982. — 290с.
  40. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Соч в 5 т. Т.1. — М.: Правда, 1960.
  41. Максименко О.В. Фрустрация потребностей, конфликт и психологическая защита ребенка в ситуации нарушенного материнского отношения //Родители и дети. Психология взаимоотношений /Под редакцией Е.А.Савиной, Е.О.Смирновой. – М., 2003. – 167-187с.
  42. Маслоу А. Самоактуализация (Психология личности: Тексты). — М., 1982.
  43. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. — М.: Педагогика, 1991.
  44. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, иди что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999. – 320с.
  45. Медведев В.И. О проблеме адаптации. Компоненты адаптационного процесса. — Л.: Наука, 1987. — З-16 с.
  46. Михеева Л.Ю. Опека (попечительство) как вид социальной заботы. – М.: СТАТУТ, 2002. – 99с.
  47. Новые приемные родители. Первый опыт. — Санкт-Петербург: Родительский мост, ТАС IS . — 1999.
  48. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Роспедагенство, 1996.
  49. Приёмная семья — проблемы, настоящее, будущее. Тезисы докладов межд. практ. конф. (28-31 мая 1999 г.). — СПб.: Из-во Общественного Благотворительного Фонда “Родительский мост” (серия “Это — я”), 1999. — 48с.
  50. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. — М.: Педагогика, 1990.
  51. Раттер М. Помощь трудным детям. / Пер. с англ. Е. Алексеевой, С. Нуровой. — М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1995. — 432с.
  52. Руководство по предупреждению насилия над детьми. /Пер. Асановой Н.К. — М.: ВЛАДОС, 1997.
  53. Славина Л.С. Трудные дети / Под ред. В.Э. Чудновского. — М.: Институт практической психологии, 1998. — 448с.
  54. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Рад.Школа, 1977. — 382с.
  55. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я».//»Я» и «Оно». Труды разных лет. В 2-х т. Т.1 — Тбилиси: «Мерани», 1991. — 71-138 , 351-393с.
  56. Шипицына Л.М. Дети социального риска и их воспитание. — СПб.: Речь, 2003. — 143с.
  57. Эйдимиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — Л.: Медицина, 1990.
  58. Эриксон Э. Детство и общество. — СПб: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. — 592с.